Для батьків

Здравствуйте, уважаемые родители.

С целью экономии Вашего времени мы решили открыть на нашем сайте новую рубрику «Родительское собрание», в которой будем обсуждать все нюансы тренерской работы, воспитательной работы и Вашей работы с детьми, отвечать на вопросы.

В наше время информационных технологий и сумасшедшего ритма жизни, когда не успеваешь не только попасть на родительское собрание секции, а иногда и просто поговорить с собственным ребенком, но при этом всегда успеваешь заглянуть в Интернет, думаем, что эта рубрика поможет Вам лучше понять своего ребенка и тренера, сформулировать для себя и для ребенка цель занятий художественной гимнастикой и правильно поставить задачу перед собой и тренером.

Без участия родителей, без скоординированных усилий тренера и родителей занятия спортом, для ребенка, оченьчасто, бесполезны!
К сожалению, многие родители не совсем правильно понимают роль спорта, роль тренера и форму своего участия в занятиях спортом своих детей. Поэтому, просим принимать активное участие в нашем “Родительском собрании” и не забывать просматривать .

Итак, с чего начать.

А начнем мы с самого главного. Что такое спорт? Для чего он нужен? Как стать гимнасткой?  Какие задачи вы ставите перед секцией и тренером?

 

Что такое спорт? Для чего он нужен?

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Художественная гимнастика –  вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Художественная гимнастика – это красота и грация. Она учит соблюдать правила эстетического поведения (внешний вид гимнастки), формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность, формирует  жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества, повышаются интеллектуальные способности, приобретаются организационные навыки (режим дня).

Это самый красивый и женственный вид спорта, в который вы привели своих детей и надеюсь, что они его  полюбили.

 

Какие задачи вы ставите перед секцией и тренером?

В рамках секции можно решать несколько задач. Способы их решения могут очень сильно отличаться! Поэтому давайте разберемся, какие задачи, вы хотите поставить перед тренером. Если у тренера и у родителей разные задачи, результат от занятий спортом может быть нулевым. Очень важно чтобы родители точно знали, что они хотят получить в секции! У благих, на первый взгляд, желаний, может быть очень неожиданная обратная сторона!

– Вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался для здоровья?
– Вас интересует, прежде всего, спорт? Вы считаете, что борьба за медали, дипломы и спортивные титулы сформируют нужные качества?
– Вы хотите, чтобы у вашего ребенка сформировался смелый, решительный, волевой характер?
Чтобы добиться поставленной цели, нужно, прежде всего родителям, понять, в чем же она заключается и каковы на самом деле могут быть результаты! И как говорилось раньше, правильно поставить задачу перед собой и тренером.
Для начала разберемся с несколькими основными пожеланиями и заблуждениями родителей относительно занятий спортом. …

 

Занятия “для здоровья”. А для здоровья ли?

Обычно под этим подразумевают: посещение тренировок от случая к случаю, неучастие ни в каких соревнованиях, максимум во внутренних праздниках (нам не нужен чемпион, мы для здоровья) и участие только в тех заданиях и упражнениях, которые у родителей ассоциируются со здоровьем. В лучшем случае ребенку быстро надоедают бессмысленные, бесцельные тренировки и он уходит из секции более-менее здоровым. Почему? Очень просто. У них нет веской причины (мотива) тренироваться хорошо. Все упражнения направленные на развитие морально-волевых качеств и дисциплины, на первый взгляд, к здоровью, вроде бы, отношения не имеют. Но это на первый взгляд. На второй уже становится понятно, что без развития смелости, решительности, силы воли и целеустремленности НИКАКОЙ результат невозможен! Даже тренировки “для здоровья”. Ну и “бонусом” оздаравливающиеся ребята, как правило, зарабатывают у своих товарищей статус “сачка”. На мой взгляд “для здоровья” нужно просто делать всё … в два раза больше других. Особенно уделить внимание выполнению начальных комплексов нормативов, цель котрых, уменьшить риск получения спортивных травм!

Как стать гимнасткой?

Отдавать ребенка в художественную гимнастику оптимально в 5–6 лет. В этом возрасте мышцы и связки еще пластичны, легче поддаются растяжке, к примеру. В 3–4 года – рановато, в этом возрасте дети еще мало что понимают, и тренерам тяжело с ними работать.
Критерии отбора гимнасток не очень строгие. Другие школы стараются, конечно, выбирать девочек худеньких, обладающих природной гибкостью и хорошей координацией. Но мы этого не делаем – берем детей независимо от их природных данных. Ведь для художественной гимнастики главное – не столько телосложение, сколько способности к этому виду спорта. После пары лет обучения становится понятно, нужно продолжать, или стоит посвятить себя какому-то другому виду спорта. Так что в результате «естественного отбора» остаются наиболее способные, талантливые, понятливые и трудолюбивые.

Гимнастика — это не только прекрасные выступления под красивую музыку, но, в первую очередь, серьезные регулярные тренировки, немалые нагрузки, и огромный труд самого ребенка, его тренера и родителей. Только после этого можно рассчитывать на соревнования, награды и известность, если к этому всему прилагаются еще и способности. А рассмотреть и развить их и поможет опытный тренер. Он же станет девочке “второй мамой и папай” присмотрит, утешит, настроит на победу, научит.

А не вредно ли это для здоровья?

До семи лет юные гимнастки занимаются общей физической подготовкой, уделяя особое внимание растяжке и развитию чувства ритма. И нужно быть готовым к тому, что ребенка на тренировках будут тянуть, тянуть и тянуть через боль и «не хочу». С этим придется смириться. Все гимнастки через это проходили, проходят и будут проходить. Невозможно достичь высоких результатов без хорошей растяжки.
В целом занятия по художественной гимнастике, считают врачи, очень полезны для молодого, развивающегося организма. Вегетативная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма находятся на высоком функциональном уровне. И это большой плюс, ведь сегодня вегетососудистая дистония – практически основная болезнь школьников. Кроме того, повышается общая работоспособность, укрепляются иммунитет и стойкость организма к неблагоприятным условиям.

Вот еще несколько плюсов художественной гимнастики:

  1. По данным нового исследования, результаты которого были опубликованы в Журнале клинической эндокринологии и метаболизма (JCEM), продолжительное занятие художественной гимнастикой оказывает положительное влияние на объемную плотность и геометрию костной ткани у девочек-подростков.
    Симеон Tournis, MD, Университет Афин в Греции, ведущий автор исследования, пишет: “Наши данные показывают, что занятия художественной гимнастикой значительно улучшают здоровье костей среди девочек-подростков. Учитывая, что профилактика остеопороза должна начинаться еще в детстве, можно предположить, что если девушки продолжают свои гимнастические занятия и после подросткового возраста, даже если их тренировки и будут происходить менее интенсивно, то они смогут существенно снизить риск переломов костей в своей дальнейшей жизни”. 

Хорошая и правильная осанка.

Только один из каждых 150 человек среднего физического развития имеет достаточно гибкий позвоночник. В нашем цивилизованном обществе большинство людей ведут сидячий образ жизни.Мускулы становятся дряблыми из-за отсутствия упражнений, а ткани истощаются из-за неправильного питания, а физическая выносливость главным образом зависит от состояния позвоночника.

На свете существует большое количество различных видов спорта. Однако пожалуй только художественная гимнастика может быть рекомендована без ограничений для занятий девочек. Практически с самого раннего детства девочки могут начинать заниматься этим видом спорта. И очень скоро родители обнаружат что их девочки стали стройнее, сильнее и красивее. Довольно быстро приобретается прекрасная осанка, умение правильно и красиво двигаться, слушать и понимать музыку и вообще иметь красивый и здоровый вид.

Девочки, которые мечтают о серьёзных спортивных успехах, также могут воплотить в жизнь свои мечты. Но большие физические нагрузки и упорные тренировки не проходят бесследно. Это естественные процессы, происходящие в организме спортсмена. Появлении в мышцах молочной кислоты, ощущения усталости, боли в спине и т.д. Все эти вопросы успешно решаются с помощью таких восстановительных мероприятий, как массаж, физиотерапия, сауна и плавание в бассейне. Своевременная и грамотная помощь специалистов в этой области довольно быстро справляется с этими проблемами. А тренер будет требовать от ребенка результатов и беспрекословного подчинения. Но в этом тоже есть свои плюсы. Дети, занимающиеся профессиональным спортом, очень быстро становятся самостоятельными, дисциплинированными, более настойчивыми и упорными.

 

А “серьезные проблемы со здоровьем у гимнасток”, которыми Вас пугают окружающие и интернет: гинекология, изуродованные стопы, больной позвоночник и т.д., всего лишь страшилки для начинающих. Да, иногда это бывает у профессиональных спортсменок, тренировки которых составляют 10-12 часов ежедневно. Но они приняли для себя это решение (профессиональный спорт) самостоятельно, уже в сознательном возрасте и идут к своей цели несмотря ни на что, но это не наш случай.

Мы стараемся вырастить здоровых и красивых девочек, чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой, создавали семьи, рожали прекрасных деток “Любимчики”. Внимание тренера к занимающимся рапределено неравномерно. Почему?
Конечно родителям хочется, чтобы их ребёнку было уделено, как можно больше внимания, в крайнем случае не меньше чем другим. Но так не бывает. Это невозможно.
Детское внимание можно удерживать на каком-то упражнении минут 5-7. Эти несколько эффективных минут можно раздробить на кусочки по 15 секунд между всеми и потерять впустую. А можно большую часть времени отдать наиболее внимательному, собразительному и старательному ребенку и от него получившийся элемент или упражнение, как круги по воде, разойдётся по его товарищам(речь идет не о разминке).

Например: Лена внимательно смотрела и слушала тренера во время показа нового элемента, она старательно выполняет задание при этом помогая другим девочкам, а Рита, во время объяснения, разговаривала с соседкой и пропустила все “мимо ушей”, заработав репутацию “сачка” у подруг по команде, помогают ей девочки неохотно. Так как же быть тренеру? Возможно это прозвучит несколько цинично, но в интересах группы, если придётся делать выбор, тренер предпочтёт Лену Рите.
Во время отработки тренер ВЫБИРАЕТ кому помогать в первую очередь. И выбор будет абсолютно прагматичным, потому что тренер точно знает, что помогая Лене, он помогает еще половине группы, а помогая Рите он заигрывает с Ритиными родителями.
А навык к Рите тоже придёт. Только более замысловатым путём, и не в виде тридцатисекундной технической подсказки, а в виде психологических и педагогических хитростей и фокусов, на следующей неделе.
Кстати эти “фокусы и хитрости” ИНОГДА выглядят довольно жестко, учитывая, что цель у нас – достижение результата. И помните:

  1. Тренер всегда прав
  2. Если тренер не прав, смотри пункт первый 🙂

Репутация. Репутация есть у каждого человека, и взрослого, и ребёнка. Только не все это понимают. Было бы замечательно если бы тема “Репутация” присутствовала в домашнем “воспитательном процессе”.
Иногда девочки из-за непонимания как формируется репутация, в результате 2-3 довольно случайных поступков получают такое отношение подруг по команде, которое потом приходится исправлять месяцами.

Например: Лена взяла у Риты без спроса мобильный телефон или регулярно не помогает скатывать ковры и относить вещи в тренерскую и т.д. соответственно ее репутация в коллективе (отношение к ней девочек) измениться далеко не в лучшую сторону, а детская психика очень нестабильна и отсюда вывод – ребенок не хочет ходить на гимнастику придумывая тысячи различных причин.

Согласна, ситуации бывают разные, но на то Вы и родители, чтобы научить Ваше чадо справляться с любыми из них спокойно, не впадая в крайности. Помните – мы одна команда!

Соревнования, медали, разряды.

Это очень мощный стимул в развитии. Психологическая устойчивость, решительность, смелость, ответственность, все эти качества развиваются при подготовке к участию и при участии в турнирах. Первое место нельзя списать, как контрольную по математике, все придется сделать самому. Но, как всегда, есть и “НО”. Зачастую побеждают не самые старательные и целеустремленные, а самые одаренные. Нередко на детских турнирах можно столкнуться с необъективностью судей. Частенько встречаются тренеры не брезгующие, ради медалей, подтасовкой документов. Все это нужно понимать и вовремя, правильно поддержать ребенка во время неудач и поражений, чтобы неудача не стала причиной разочарований, а стала поводом подумать, помогла в более быстрой социальной адоптации.

Как «постоять за себя»?

«Постоять за себя» – это умение находиться не в рамках спорта и не в знании “секретных приёмов”.
Для того,  чтобы “постоять за себя” нужна готовность, в случае чего, пострадать за свои принципы и интересы, смелость, а иногда и наглость (соперники бывают разные), психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Но именно моральная ГОТОВНОСТЬ останавливает тех, кто хочет попробовать вас на прочность. Эта готовность воспитывается не столько на ковре, сколько родителями, друзьями, книгами и фильмами. Спорт тут всего лишь один из элементов воспитания. Папа или мама, которые говорят – ты все сможешь! и которые сами “все смогут”, стоят больше десяти тренеров чемпионов мира.

Что такое морально-волевая подготовка?

Морально-волевая подготовка имеет серьезнейшее значение для любого спортсмена, как для новичка, так и для мастера спорта. Можно сказать, что ЭТО самое важное, что может дать спорт.  Морально-волевая подготовка это комплекс качеств позволяющий добиваться результата. К этим качествам относят: целеустремленность, силу воли, решительность, смелость, психологическую устойчивость, эмоциональную устойчивость. Умение развивать и использовать эти качества называется дисциплиной .Она должна быть неразрывно связана с другими видами подготовки — технической, тактической и физической.

А спорт это как раз эффективный способ воспитания этих качеств.

Только не путайте посещения секции со спортом! Разница громадна!

Посещение секции

Посещение секции 1 раз в месяц, как это практикуют некоторые гимнастки, по разным причинам: холодно в зале; заболели, с долгим выздоровлением, до последней капли соплей; уехали к бабушке на месяц и т. д., соответственно не дадут НИКАКОГО результата, только расстроят ребенка и тренера, т.к. остальные дети уже давно ушли вперед, а Ваш ребенок каждый раз начинает все с начала. Задумайтесь, нужны ли такие тренировки?

Обучение. Что влияет на результат обучения? Мотивация, актуализация, обратная связь, подкрепление. Знаете ли вы, что стоит за этими терминами из психологии? Если не знаете, то вам двойка. 
Мотивация – это наличие или создание причины для какого-либо действия. Очень важно понять, что без ПРИЧИНЫ(мотива) никакое действие, в том числе такое серьёзное, трудное, длящееся годами действие, как изучение искусства выразительного движения (предмет изучения в художественной гимнастике), НЕВОЗМОЖНО! И очень важно понимать, что же может стать такими причинами. Одна из наиболее универсальных ПРИЧИН тренироваться с высокой отдачей – это соревнования. Но этот вид мотивации немного противоречив. Если вы соревнуетесь с кем то почти равной квалификации, то не возможно точно определить конечный результат. Скорее всего, победит тот, кто усерднее трудился, кто не сдавался и выполнял задания лучше всех. Другими словами, спортсмен, который наиболее мотивирован для победы. т.е. самомотивирован. Для достижения ваших лучших результатов, вы должны хотеть начать процесс тренировок и быть готовым продолжать усердно трудиться, пока не достигните своей цели – это и есть самомотивация и она так же важна в спорте, потому что необходимо быть готовым работать в условиях усталости, скуки, боли и желания заниматься другими вещами. Мотивация влияет на все то, что влияет на ваши спортивные результаты: физическую, техническую. тактическую, психологическую подготовку и общий образ жизни, включая сон, питание, учебу, личные отношения.
Самомотивация важна, поскольку это единственное в спортивной подготовке, над которой у вас есть контроль. Еще одним видом мотивации для девочек, являются родители, которые должны поддерживать своих детей в их занятии гимнастикой:

1.Как можно чаще водить на тренировки через “нехочу” и “немогу”, ведь в раннем детском возрасте дети еще не могут поставить себе цель и идти к ней несмотря ни на что, вот тут то и пригодятся опыт и педагогические навыки родителей.

  1. Проводить с детьми воспитательные беседы и показывать наглядные пособия по худ. гимнастике (выступления известных гимнасток, старших гимнасток секции и др.)
  2. А самая главная родительская мотивация – это самим любить гимнастику (болеть гимнастикой), тогда и дети заразятся от Вас этой любовью!

Актуализация -повышение, усиление нужности. Актуальный -нужный в данный момент. Пример из гимнастики: отработка или повторение упражнения за 2-3 дня перед соревнованиями, происходит совсем не так, как за 2-3 месяца.
Чем актуальнее действие, тем с большей отдачей оно выполняется.
Обратная связь – способ, возможность узнать результат или оценку действия. Сопоставить приложенные усилия и их результат. Оценка эффективности действий. Если результат представляет ценность, то обратная связь, возможность его измерить, является хорошим мотивом(причиной) для больших усилий. Обратная связь в спорте это секунды, килогаммы, баллы, замечание тренера, реакция болельщиков.
Обратная связь(возможность оценить свой результат) важна не только для спортсмена, но и для тренера. Результаты спортсмена это ведь и обратная связь для оценки усилий тренера. Работа со “спортсменами” уклоняющимися от сдач нормативов, выступлений на соревнованиях, превращает работу тренера в каторгу, труд без смысла.
Подкрепление – это обратная связь в виде наказания или награды. Один из видов мотивации, когда при помощи награды, по возможности сразу, подкрепляются правильные действия или наказываются неправильные. Своевременные, ПОНЯТНЫЕ подкрепления значительно ускоряют получение нужных навыков. В том числе и подкреплений со стороны родителей! чей арсенал поощрений несопостовимо шире возможностей тренера.

Художественная гимнастика – жизнь или хобби?

Решила немного поговорить откровенно с родителями.

Сегодня, ВЫ проснулись “утром” и решили отвести свою 4-х, 5-ти – летнюю дочку на художественную гимнастику. Задумайтесь, для чего это нужно Вашему ребенку, и нужно ли?

Вы можете подумать, что я хочу отговорить Вас отдавать в этот вид спорта детей, но НЕТ!

Наоборот, хотелось бы, чтоб родители, определяя спортивное занятие для своего чада, в первую очередь сами изучили, теоретически(фото, видео, отзывы) , вид спорта и презентовали его ребенку для того, чтобы дети приходя в зал понимали для чего их сюда привели и чего от них хотят!

Дальше будет…